О подготовка специалистов для морского флота в СССР
По данным минморфлота, к началу двенадцатой пятилетки комсостав флота был укомплектован специалистами с высшим образованием примерно наполовину, а к началу 1988 г. — уже на 62%. Ставка делается на увеличение набора в ДВВИМУ (до 1 тыс. чел. ежегодно к 1992 г.), а также на постепенный переход к двухступенчатой системе подготовки (школа — мореходное училище — высшее инженерное морское училище) при определенном «подтормаживании» подготовки без отрыва от производства.
В целом такой подход эффективен, однако имеет достаточно уязвимых мест. Так, на Дальнем Востоке (где, помимо ДВВИМУ, имеются еще и ПКВИМУ, Дальрыбвтуз, да и другие ведомства хотят готовить специалистов с высшим образованием) неизбежно возникают сложности с набором (отсюда невысокий уровень знаний абитуриентов), происходит массовый отсев, от которого не спасет никакая профориентационная работа. К тому же училище с контингентом в 5 тыс. чел. становится трудноуправляемым, возникают острые социально-психологические проблемы. Представляется более целесообразным несколько уменьшить набор в ДВВИМУ, т. е. по-прежнему готовить специалистов для Дальневосточного бассейна и в других училищах Минморфлота.
Например, на судоводительском факультете НВИМУ, где распределением выпускников занимаются общественные организации факультета, практически не возникает проблем с направлением специалистов на Дальний Восток. Что же касается закрепления выпускников, то это зависит не от места учебы, а от того, с должным ли вниманием относятся к выпускнику в пароходстве, дали ли ему жилплощадь, закрепили ли его за постоянным судном. Ставка делается на увеличение набора в ДВВИМУ при определенном «подтормаживании» подготовки без отрыва от производства.
Вторая проблема — призыв студентов в ряды Советской Армии после первого-второго курсов. Поступив в училище в 17 лет, юноша закончит его лишь в 24—25 лет. Кроме того, за время службы утрачивается основная часть пройденного на младших курсах (а это такие дисциплины, как физика, высшая математика и т. п.); в результате за оставшиеся 3—3,5 года приходится обучать человека заново — от начала и до конца. Не лучше ли (если уж действительно есть такая необходимость) призывать курсантов на военную службу сроком на один год после окончания училища? И призывать не в любой род войск на усмотрение военкомата, а строго по профилю специальности выпускника? Лучшее место, где можно отдохнуть находится здесь