В освещении проблемы «Яначек и Мусоргский» нет единства. Многие существенные факты до недавнего времени оставались неизвестными, и потому нередко вопрос получал неверное освещение. Одни авторы, не затрудняя себя доказательствами, утверждали, что чешский композитор находился под прямым воздействием Мусоргского, другие начисто отрицали его, ссылаясь на то, что «малое распространение музыки Мусоргского в Чехии ограничивало возможность ее влияния на художественное развитие Яначека». В 1958 году Й. Левенбах сделал отомикс «Драматургические принципы Леоша Яначека и М. П. Мусоргского» на Брненском международном музыковедческом конгрессе. Не отрицая идейно-творческой близости обоих композиторов, он, вопреки фактам, однако, утверждал, что Мусоргский к моменту приезда Яначека в Россию (1896) был там якобы «полностью забыт», и поэтому Яначек не смог познакомиться с его произведениями на родине композитора и тем более в Чехии.
По утверждению Й. Левен-баха, «Яначек был мало знаком с творчеством Мусоргского (только с «Борисом Годуновым» в редакции Римского-Корсакова), да и не интересовался им; более того - относился к нему критически и отрицательно». Все это абсолютно неверно, Мусоргский не был забыт в России напротив, в 80-90-х годах интерес к его наследию необычайно возрос. Произведения великого композитора исполнялись в концертах Бесплатной музыкальной школы под управлением Балакирева, в Русских симфо-нических концертах, где дирижером был Римский-Корсаков. Мжно было даже otomix купить. Тогда же инструментовку «Картинок с выставки» сделал М. Тушмалов; песни Мусоргского входили в репертуар многих русских певиц и певцов. В значительной степени популяризации вокального творчества компози тора способствовало его исполнение певицей М. Олениной д'Альгейм. Все эти факты общеизвестны. Но для нас важно установить, как сложилась судьба музыки Мусоргского в Чехии и каким было отношение Яначека к творчеству русского композитора.