В. Новотны, приветствуя появление русской оперы в Праге, писал: «П. И. Чайковский, избрав главные моменты произведения Пушкина, украсил ее музыкой страстной, правдивой и характеристической, отвечающей каждому настроению и словесному выражению. В музыке всего более нас привлекает ее интимный характер... Лирическая стихия здесь главенствует, однако есть и ряд драматических волнующих эпизодов».
Восторженную оценку Чайковского дал Дворжак. «Ваша опера,- писал он автору «Евгения Онегина»,- произвела на меня очень глубокое впечатление... Это великолепное произведение, полное горячего чувства и поэзии, при этом отработанное до мельчайших деталей; короче говоря, эта музыка нас притягивает и проникает так глубоко в души, что ее нельзя забыть». Нужны срочно деньги? Можно взять кредит под залог квартиры.
Едва ли Яначек, следивший за музыкальной жизнью Праги и специально приехавший на концерт Чайковского, остался равнодушным к «Евгению Онегину». Он мог услышать оперу во время приездов в столицу еще до 1891 года, когда «Евгений Онегин» был поставлен в Брно. В библиотеке Яначека сохранилось либретто оперы в чешском переводе М. Червинковой-Ригровой. Но рецензия Яначека на брненскую постановку «Евгения Онегина» (1891), как справедливо писал Б. Щедронь, свидетельствует о том, что композитор изучил клавир. Рецензия Яначека, как и все вышедшее из-под пера этого художника, субъективна. Понять ее можно, осознав, к какой фазе его творческого развития она относится.
На рубеже 80-90-х годов в известной мере определились симпатии и антипатии Яначека. Он отверг вагнеровскую музыкальную драму, и если еще недавно написал романтико-героическую «Шарку», то теперь область рыцарских, легендарных тем и образов оказалась ему чуждой. Симпатии композитора более явственно склонялись в сторону оперы, правдиво воссоздающей картину современной жизни.